28 февраля - международный День карело-финского эпоса "Калевала".
Именно в этот день в 1835 году Элиас Лённрот скромно подписал инициалами "E.L." предисловие к "Калевале", после чего рукопись передал в типографию. В 1835 -1836 годах она вышла тиражом всего в 500 экземпляров. Однако Лённрот продолжал работать над поэмой еще четырнадцать лет. Окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году.
К этому времени "Калевала" приобрела европейскую известность. Впервые День «Калевалы» начали праздновать в 1860 году. В XX веке ее слава стала всемирной - «Калевала» была переведена на 45 языков.Русскому читателю "Калевала" впервые стала известна по переводу Леонида Петровича Бельского. В конце 1998 года читателям представлен новый перевод эпоса, который осуществили Эйно Киуру и Армас Мишин.
"Калевала" - книга, в основу которой легли древние карело-финские народные песни - руны, скомпонованные в единый эпический свод, в поэму с сюжетом и главными героями.
Руны, записанные в Беломорской Карелии (северных районах современной Республики Карелия),Финляндии, Ингерманландии (территория Ленинградской области) повествуют об общем древнем прошлом финских племен - предков и карел, и финнов, и эстонцев, в сущности всех прибалтийско-финских народностей.
Для карелов "Калевала" остается "народным эпосом". Ведь именно творчество великих карельских рунопевцев - Архиппы Перттунена, Онтреи Малинена, и многих других, - стало основным эпическим материалом. Деревни и их население интересовали путешествующего Э.Лённрота не только в фольклорно-языковом отношении, но и с точки зрения быта, хозяйственных занятий жителей, их одежды, обычаев, обрядов, типа домов и их внутреннего убранства. Собирая материал для своего сборника, лингвист совершил 11 путешествий. В общей сложности Элиас Лённрот посвятил этой работе 20 лет своей жизни.
Повествование начинается с сотворения земли, неба, светил и рождения Вяйнямёйнена, главного героя. Калевала – это страна, в которой проживают герои эпоса. Другая страна – Похьёла – страна Севера, здесь властвует старуха Лоухи со своей свитой колдунов-чародеев. Другие герои «Калевалы» – это кузнец Ильмаринен, удалой охотник Лемминкяйнен, завистливый Йоукахайнен, бросивший вызов Вяйнямёйнену, сирота Куллерво и самый поэтический персонаж поэмы - девушка Айно.
При всей фантастичности образов и событий эпос повествует о реальных занятиях людей: рыболовстве, охоте, кузнечном ремесле, пастушестве. Безусловно, всем действам придается космогонический смысл и героический характер.
Важно отметить, что финский эпос – один из самых миролюбивых в истории.В «Калевале» победить врагов можно песней под аккомпанемент кантеле. Что и сделал Вяйнямёйнен, который своей игрой зачаровал и усыпил жителей Похьёлы, чтобы увезти волшебную мельницу Сампо, дающую богатство и счастье.
Для нашего города эпос «Калевала» стал поводом для названия улиц - в посёлке Энсо именами героев и персонажей «Калевалы» было названо, как минимум 18 улиц.
В эти дни в музее работает небольшая выставка, посвящённая "Калевале" - "Герои Калевалы в названии улиц Энсо"
#краеведческиймузейсветогорск
Оставить сообщение: